Ақмола облысы Білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің Журавлевка ауылының жалпы білім беретін мектебі " коммуналдық мемлекеттік мекемесі"
Коммунальное государственное учреждение  "Общеобразоватьельная школа села Журавлевка отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Внеклассное мероприятие в рамках недели языков народов Казахстана

27.09.2018

Акмолинская область

Буландынский район

С.Журавлёвка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку

для 5-11 класса

«Родной язык – бесценное богатство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГУ «Журавлёвская средняя школа»

2018-19 учебный год

 

 

Цель:

1) воспитание речевой культуры

школьников

2) установить зависимость между речевой культурой человека и его общей

культурой

Оборудование:  проектор, экран

Слайд №1

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята, гости! 22 сентября отмечается День языков народов

Казахстана. Этот праздник уникален, вряд ли найдётся страна, где бы отмечалось

такое событие.

Наша

сегодняшняя встреча посвящена русскому языку. Русский язык – это язык Пушкина и

Лермонтова, Достоевского и Толстого, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева,

Циолковского и Королева.

Русским языком

восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты,

ученые и философы.

Все эти

замечательные слова о нашем родном языке. На русском языке говорят наши родители,

соседи, друзья и прохожие на улице.

Слайд №2

Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое

зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные

законы его.                                                                                 

                                                                                                   Н.В.Гоголь

А о каких

законах русского языка говорит 

Н.В.Гоголь?

Слайд №3  (нормы правильного произношения)

Я предлагаю

отправиться в путешествие по стране “иностранных” слов.

Вы думаете, что

поедете за границу?

Нет. Зачем же

так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому что говорить

мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности

и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я предлагаю просмотреть

сценку. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два

одноклассника…

(Сценка)

Навстречу друг другу выходят Дима и Слава

Дима:

Привет, Слава!

Слава: (небрежно).

Салют, дерево!

Дима:  (недоуменно). Ой, где же тут дерево?

Слава: (объясняет).

Это  же ты, кореш.

Дима:  Я никакой не корень, я  обычный парень…Слава, я, хотел спросить, а

тебе нравится наша новая одноклассница Ольга ?

Слава :Супер!!!!!

Дима

:Что???

Слава: Она

крутая!!!!

Дима: .Что-

то я тебя совсем не понимаю!!!!!?

Слава:

Это значит, что прикид у нее клевый!

Дима:

Что она прикидывает и кого клюет?

Слава

:Ну, убойная чувиха.

Дима: (испуганно).

Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Слава::(мечтательно)

Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Дима: Это

что – в карты поиграть?

Слава!Не!

Это у предков отпроситься и на дискач го.

Дима:  (смотрит на его ботинки). Ты

спрашиваешь разрешение у всех своих родственников?

Слава: Предки

у меня железные, когда надо, бабки дают.

Дима: .  Какая добрая у тебя бабушка, говоришь,

пирожки дает?

Слава: (утомленно).

Слушай, ты сегодня вообще не в теме!!!

Дима: .

Да, я сегодня не выучил тему по географии.

Слава:.

Ты лох, что ли?

Дима: .

Нет, я не оглох.

Слава: (кричит).

Ты не въезжаешь, что я мелю?

Дима:. Я

на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Слава: .

Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Дима: Я

колбасу утром ел, это верно.

Слава: Ты

что – упертый?

Дима: (возмущенно).

Я ничего не упер, потому что не ворую.

Слава: О!

(Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

Входит Оля

Хай, бэби!

Оля:(удивленно).

Здравствуй, Слава.

Слава: .

В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Оля: (пятится).

Я тебя не понимаю, Слава, , ты болен?

Слава: Не,

просто бубен у тебя симпотный.

Оля: (непонимающе)

Кто – потный?

Слава:.

Нет, вообще ты классная.

Оля:  А из класса я давно уже ушла.

Слава:

Ну, так как, в киношку слиняем?

Дима:  Оль, Я сейчас 

тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык.

Слава  говорит : “Не откажи в любезности,

прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Оля: Я

пойду в кино, но только не с тобой, Слава, а с тобой, Дима. (Берет Диму под

ручку)

Слава завистливо смотрит, как Дима прогуливается

с Олей.

Ведущий:

А вы, ребята, часто  используете в своей

речи такие слова? Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало

таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Это разговорная речь

молодежи, используемая в узком кругу, иными словами, жаргон, сленг –

искаженный, обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка.

Прослушайте стихотворение. В нем тоже

рассказывается о том, как один мальчик не умел разговаривать по-человечески.

“История о друге Илюшке”

Друг Илья – пацан не нудный,

Но на стыд свой и позор

В голове имеет скудный

Наших русских слов набор

Смотрим мы борьбу – армрестлинг.

Я твержу: “Рука крепка”.

И Илюша комплиментик

Отпускает: “Ни фига-а-а!”

Вот два друга неразлучных

Спорят: - Ты, Илья, пенек! –

А Илюша равнодушно:

- На фиг ты иди, Санек! –

Тот Санек и на контрольной

Продолжает приставать.

А Илья самодовольно:

- Фиг тебе, а не списать.-

Пусть Илья – пацан не нудный,

Но, на стыд свой и позор,

В голове имеет скудный

Наших русских слов набор.

Ведущий:

Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества,

как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец,

правильность.

Одним из

нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее большим количеством слов-паразитов: как

бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других

Не правда ли,

смешно? Слова-паразиты, или семантически опустошенные заполнители пауз,

сигнализируют о бедном словарном запасе говорящих, что в свою очередь приводит

к упрощению языка.

А представьте

себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он

начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.

( Выходят чтецы

и читают стихотворения)

“Лишние слова” (А. Хайт)

Чтец1.

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “ноль один”

Срочно сообщает:

 – Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться.

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить

Все давно сгорело.

Чтец2:.

– Как проехать на вокзал? -

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает

– В общем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче.

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе…

– Вы проехали давно

Возвращаться нужно.

Чтец 3:

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

 – Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте.

Не для вас для одного

Будут, значит, гости!

В общем, я сказать хотел,

Что терпеть не стану…

 Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

Ведущий:

 Как видно из этого стихотворения,

употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым

абсурдным последствиям. А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое

сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом

те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность,

выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины

времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь

современного человека. Поможем ему?

Слайд №4

Ведущий:  Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет

назад:

Я торчу от этой песни (она мне

нравится).

Ловлю кайф (получаю удовольствие).

Понтово (получаю удовольствие).

Выделываться (вести себя вызывающе).

Прикол (шутка).

Отпад (замечательно).

Тащиться (быть в восторге).

Хавать- (есть)

Тачка-( машина)

Стопудово-(точно)

Свалить- (уйти)

Ведущий:  Каждый из нас должен задуматься об отношении

к своему родному языку, знаем ли мы его, разговариваем ли мы на нем, и грамотно

говорим ли мы. А еще мы в этот день должны вспомнить, как много разных народов,

национальностей живет в нашей Республике Казахстан, и все они разговаривают на

своем родном языке.  Ведь язык – это

культура, традиции, обычаи народа.

 Не засоряйте свою речь словами-паразитами.

Если в нужный не можешь подобрать подходящего слова, лучше высказаться кратко,

чем собирать целый букет лишних слов.

 Не употребляйте в разговоре жаргонные и

вульгарные слова. От них наша речь теряет такие качества, как благозвучность,

точность, понятность и доступность. Ребята, известно, что ещё в древности

существовало изречение, «какова речь, такова и жизнь человека».

Подведение итогов.

Изменилось ли

ваше отношение к употреблению таких «иностранных» слов? Трудно ли будет

отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)

Ведущий:

А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами И Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена!

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Слайд №5

Ведущий:  И пусть как призыв звучат слова великого

русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

внеклассного

мероприятия по русскому языку

«Такой

«иностранный» русский язык»

 

 

 

 

 

Учитель: Бер

Татьяна Ивановна

Форма

мероприятия: путешествие.

Оборудование: интерактивная доска, слова для сценок,

рефлексивные листы.

В ходе нашего

путешествия ребята принимали активное участие, проявляли интерес к сценкам, с

каждым выступлением атмосфера  накалялась, ведь до каждого учащегося данные

сценки донесли мысль о том, что русский язык действительно «загрязнен».

Считаю, что

цели данного мероприятия были достигнуты, игра прошла на достойном уровне. Были

учтены пожелания и замечания присутствующих коллег.

Надеюсь,

знания, полученные в ходе мероприятия, не раз пригодятся им в будущем и запомнятся

надолго.

 

 

Просмотров: 636

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст