Акмолинская область
Буландынский район
С.Журавлёвка
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку
для 5-11 класса
«Родной язык – бесценное богатство»
КГУ «Журавлёвская средняя школа»
2018-19 учебный год
Цель:
1) воспитание речевой культуры
школьников
2) установить зависимость между речевой культурой человека и его общей
культурой
Оборудование: проектор, экран
Слайд №1
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята, гости! 22 сентября отмечается День языков народов
Казахстана. Этот праздник уникален, вряд ли найдётся страна, где бы отмечалось
такое событие.
Наша
сегодняшняя встреча посвящена русскому языку. Русский язык – это язык Пушкина и
Лермонтова, Достоевского и Толстого, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева,
Циолковского и Королева.
Русским языком
восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты,
ученые и философы.
Все эти
замечательные слова о нашем родном языке. На русском языке говорят наши родители,
соседи, друзья и прохожие на улице.
Слайд №2
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое
зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные
законы его.
Н.В.Гоголь
А о каких
законах русского языка говорит
Н.В.Гоголь?
Слайд №3 (нормы правильного произношения)
Я предлагаю
отправиться в путешествие по стране “иностранных” слов.
Вы думаете, что
поедете за границу?
Нет. Зачем же
так далеко ехать, ведь такие “иностранцы” живут среди нас. Потому что говорить
мы будем о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности
и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я предлагаю просмотреть
сценку. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два
одноклассника…
(Сценка)
Навстречу друг другу выходят Дима и Слава
Дима:
Привет, Слава!
Слава: (небрежно).
Салют, дерево!
Дима: (недоуменно). Ой, где же тут дерево?
Слава: (объясняет).
Это же ты, кореш.
Дима: Я никакой не корень, я обычный парень…Слава, я, хотел спросить, а
тебе нравится наша новая одноклассница Ольга ?
Слава :Супер!!!!!
Дима
:Что???
Слава: Она
крутая!!!!
Дима: .Что-
то я тебя совсем не понимаю!!!!!?
Слава:
Это значит, что прикид у нее клевый!
Дима:
Что она прикидывает и кого клюет?
Слава
:Ну, убойная чувиха.
Дима: (испуганно).
Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Слава::(мечтательно)
Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Дима: Это
что – в карты поиграть?
Слава!Не!
Это у предков отпроситься и на дискач го.
Дима: (смотрит на его ботинки). Ты
спрашиваешь разрешение у всех своих родственников?
Слава: Предки
у меня железные, когда надо, бабки дают.
Дима: . Какая добрая у тебя бабушка, говоришь,
пирожки дает?
Слава: (утомленно).
Слушай, ты сегодня вообще не в теме!!!
Дима: .
Да, я сегодня не выучил тему по географии.
Слава:.
Ты лох, что ли?
Дима: .
Нет, я не оглох.
Слава: (кричит).
Ты не въезжаешь, что я мелю?
Дима:. Я
на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Слава: .
Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Дима: Я
колбасу утром ел, это верно.
Слава: Ты
что – упертый?
Дима: (возмущенно).
Я ничего не упер, потому что не ворую.
Слава: О!
(Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.
Входит Оля
Хай, бэби!
Оля:(удивленно).
Здравствуй, Слава.
Слава: .
В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Оля: (пятится).
Я тебя не понимаю, Слава, , ты болен?
Слава: Не,
просто бубен у тебя симпотный.
Оля: (непонимающе)
Кто – потный?
Слава:.
Нет, вообще ты классная.
Оля: А из класса я давно уже ушла.
Слава:
Ну, так как, в киношку слиняем?
Дима: Оль, Я сейчас
тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык.
Слава говорит : “Не откажи в любезности,
прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Оля: Я
пойду в кино, но только не с тобой, Слава, а с тобой, Дима. (Берет Диму под
ручку)
Слава завистливо смотрит, как Дима прогуливается
с Олей.
Ведущий:
А вы, ребята, часто используете в своей
речи такие слова? Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало
таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Это разговорная речь
молодежи, используемая в узком кругу, иными словами, жаргон, сленг –
искаженный, обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка.
Прослушайте стихотворение. В нем тоже
рассказывается о том, как один мальчик не умел разговаривать по-человечески.
“История о друге Илюшке”
Друг Илья – пацан не нудный,
Но на стыд свой и позор
В голове имеет скудный
Наших русских слов набор
Смотрим мы борьбу – армрестлинг.
Я твержу: “Рука крепка”.
И Илюша комплиментик
Отпускает: “Ни фига-а-а!”
Вот два друга неразлучных
Спорят: - Ты, Илья, пенек! –
А Илюша равнодушно:
- На фиг ты иди, Санек! –
Тот Санек и на контрольной
Продолжает приставать.
А Илья самодовольно:
- Фиг тебе, а не списать.-
Пусть Илья – пацан не нудный,
Но, на стыд свой и позор,
В голове имеет скудный
Наших русских слов набор.
Ведущий:
Современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества,
как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец,
правильность.
Одним из
нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее большим количеством слов-паразитов: как
бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других
Не правда ли,
смешно? Слова-паразиты, или семантически опустошенные заполнители пауз,
сигнализируют о бедном словарном запасе говорящих, что в свою очередь приводит
к упрощению языка.
А представьте
себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он
начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.
( Выходят чтецы
и читают стихотворения)
“Лишние слова” (А. Хайт)
Чтец1.
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
– Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить
Все давно сгорело.
Чтец2:.
– Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
– В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
– Вы проехали давно
Возвращаться нужно.
Чтец 3:
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
– Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
В общем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
Ведущий:
Как видно из этого стихотворения,
употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым
абсурдным последствиям. А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое
сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом
те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность,
выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины
времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь
современного человека. Поможем ему?
Слайд №4
Ведущий: Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет
назад:
Я торчу от этой песни (она мне
нравится).
Ловлю кайф (получаю удовольствие).
Понтово (получаю удовольствие).
Выделываться (вести себя вызывающе).
Прикол (шутка).
Отпад (замечательно).
Тащиться (быть в восторге).
Хавать- (есть)
Тачка-( машина)
Стопудово-(точно)
Свалить- (уйти)
Ведущий: Каждый из нас должен задуматься об отношении
к своему родному языку, знаем ли мы его, разговариваем ли мы на нем, и грамотно
говорим ли мы. А еще мы в этот день должны вспомнить, как много разных народов,
национальностей живет в нашей Республике Казахстан, и все они разговаривают на
своем родном языке. Ведь язык – это
культура, традиции, обычаи народа.
Не засоряйте свою речь словами-паразитами.
Если в нужный не можешь подобрать подходящего слова, лучше высказаться кратко,
чем собирать целый букет лишних слов.
Не употребляйте в разговоре жаргонные и
вульгарные слова. От них наша речь теряет такие качества, как благозвучность,
точность, понятность и доступность. Ребята, известно, что ещё в древности
существовало изречение, «какова речь, такова и жизнь человека».
Подведение итогов.
Изменилось ли
ваше отношение к употреблению таких «иностранных» слов? Трудно ли будет
отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)
Ведущий:
А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами И Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Слайд №5
Ведущий: И пусть как призыв звучат слова великого
русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню.
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Самоанализ
внеклассного
мероприятия по русскому языку
«Такой
«иностранный» русский язык»
Учитель: Бер
Татьяна Ивановна
Форма
мероприятия: путешествие.
Оборудование: интерактивная доска, слова для сценок,
рефлексивные листы.
В ходе нашего
путешествия ребята принимали активное участие, проявляли интерес к сценкам, с
каждым выступлением атмосфера накалялась, ведь до каждого учащегося данные
сценки донесли мысль о том, что русский язык действительно «загрязнен».
Считаю, что
цели данного мероприятия были достигнуты, игра прошла на достойном уровне. Были
учтены пожелания и замечания присутствующих коллег.
Надеюсь,
знания, полученные в ходе мероприятия, не раз пригодятся им в будущем и запомнятся
надолго.